ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В РАЗВИТИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    

Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» (далее – ЛНТ) ведет подготовку по основным образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки среднего звена) по очной и заочной формам обучения.

За свою историю (с 1993г. по настоящее время) техникум подготовил 3221 квалифицированных специалистов для системообразующих предприятий города Лянтор и Сургутского района. В 2018 году по результатам мониторинга качества подготовки кадров образовательных организаций СПО ХМАО-Югры ЛНТ вошел в рейтинг ТОП-10 образовательных организаций СПО ХМАО-Югры.

Техникум осуществляет образовательную деятельность в целях удовлетворения спроса регионального рынка труда по программам СПО и ПО, в том числе, входящим в список ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, относящихся к приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики РФ, требующих среднего профессионального образования: 09.02.07. - Информационные системы и программирование; 23.02.07. - Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей; 15.02.07. - Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям), 13.02.11. - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); 21.02.01. - Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Дополнительным положительным эффектом роли филиала в городе и районе является повышение эффективности социального партнерства, взаимодействие филиала с муниципальными социальными структурами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по делам несовершеннолетних, оперуполномоченными МВД России по г. Лянтору, с представителями ГИБДД по профилактике ДТП. Техникум поддерживает партнерские отношения с более чем 10 предприятиями города и региона различных форм собственности в части решения вопросов обеспечения обучающихся местами практики и трудоустройства. Ключевыми партнерами являются различные подразделения ПАО «Сургутнефтегаз».

В настоящее время, технология социального партнёрства является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. Относительно системы образования социальное партнёрство становится:

- механизмом взаимодействия образовательных учреждений с различными структурами, субъектами в целях саморазвития, самоорганизации;

- формой взаимодействия образовательных учреждений с внешней средой;

- «прозрачным» транслятором социального заказа образовательной системы.

Сегодня ситуация складывается таким образом, что большинство компаний испытывают дефицит профессиональных рабочих кадров. Закрыть потребности бизнеса, возможно только при совершенствовании самой системы подготовки и драйвером этого процесса выступает федеральный проект «Профессионалитет». Одна из ключевых инициатив проекта – вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная практико-ориентированность обучения, сокращение сроков обучения (до двух лет – для рабочих профессий и специальностей, до трех лет – для более технологичных). Участниками проекта являются потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования и давать базу для формирования практических навыков студентов. Работодатели смогут сами формировать запрос к образовательным программам, выступать наставниками, предоставлять свои площадки для обучения.

Со следующего учебного года (2023-2024гг.) по двум специальностям (13.02.11. и 13.02.03.) ЛНТ начинает реализовывать программы «Профессионалитета».

В октябре 2022 года, на базе техникума были проведены классные часы «Профессионалитет: ты в хорошей компании!» для обучающихся 9-11 классов. Одной из активных форм организации и проведения данных мероприятий явились профессиональные пробы. Профессиональная проба — это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Каждая профессиональная проба должна предоставлять собой возможность выбора уровня сложности.

Необходимо использовать три уровня сложности:

· первый уровень – проба реализуется под непосредственным наблюдением и при помощи педагога;

· второй уровень – педагог лишь помогает при возникновении у обучающегося затруднений;

· третий уровень – сложный уровень, на котором предполагается самостоятельное выполнение профессиональной пробы.

Проектируя профессиональную пробу, необходимо учитывать следующие её особенности:

во – первых, каждая проба должна быть диагностической, т.е. в ходе её выполнения на каждом из её этапов должна осуществляться диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;

во-вторых, процесс выполнения профессиональной пробы должен быть направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей;

в-третьих, проба должна иметь развивающий характер. Это означает, что содержание пробы должно быть направлено на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, что достигается за счет постепенного усложнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к её выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

И, что самое важное, профессиональная проба должна выступать как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и интегрировать знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Консолидация субъектов образовательного процесса и представителей различных сообществ с целью педагогического сопровождения школьников в процессе формирования у них готовности к профессиональному самоопределению является одной из важнейших воспитательных задач в ХМАО-Югре.